Аполлон Гугня 1
1913 –– 1929
ТВОРЕНИЯ
Редакция, комментарий
и вступит<ельные> статьи
д-ра Б.О. Изверга <Н.М. Конге>
проф. Вик. Ослова <Я.С. Лурье>
и акад. Чичера <Гальковский>
2029
БУХТЫРКИ-НА-АМАЗОНКЕ
1 Опубл.: Новое литературное обозрение. 1995. № 11. С.5-16 (публикация и послесловие М.Кралина).
Всякая книга на что-нибудь пригодится.
Ап. Гугня. “Мысли в минуты философического раздумья”.
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
Аполлон Гугня принадлежит к числу писателей, несправедливо забытых в наше время. Творчество его относится к началу прошлого столетия. В своё время он пользовался громкой известностью сред читающей публики. Ещё в начале 40-х гг. встречаются упоминания о том влиянии, которое А. Гугня оказал на последующее развитие литературы. В 1949 г. предпринято было издание полного собрания сочинений А. Гугни. К сожалению, непредвиденное обстоятельство (мы разумеем литературный потоп 1950 г) остановило это нужное дело в самом разгаре и даже уничтожило все материалы, собранные редактором (пользуемся случаем выразить признательность памяти усопшего первого редактора издания творений А. Гугни, профессора Краснолужайского ун-та В.А. Мандрыкина). В настоящее время труд этот приходится возобновлять снова. Редакцией предпринято обследование журналов и пр <очей> печати 10-20 гг. прошлого века, с целью отыскать погребенные там труды А. Гугни. Поиски продолжаются. Частные лица, имеющие сведения о рукописях и пр <очем> А. Гугни, благоволят направлять эти сведения в редакцию (Бухтырки-на-Амазонке, “Институт сомнительных текстов”).
31 февраля с.г. исполняется 100 лет со дня рождения поэта. Нижеподписавшиеся мыслят, что опубликование “Творений” будет лучшим выражением их глубокого уважения к смерти и памяти юбиляра.
Д-р психологии художественного творчества
Б. Изверг.
Проф. Викентий Ослов
(вице-президент Ин-та Различных Художеств).
Академик В.В. Чичер.
ТРИУМФЫ АПОЛЛОНА
(опыт биографии)
Sine ira et studio.
“Без гнева и пристрастия”. Тацит
I
Я начинаю писать эту статью в день своего рождения. В этом есть что-то знаменательное!
Мне 44 года, я пишу 444 статью, моей дочери 4 года. Вообще жизнь разбивается на циклы – по четвёркам. Четвёрка всегда несёт мне смену житейских коллизий. Lavoe! – говорю я. Lavoe! – говорю я грядущим четвёркам. Lavoe! Lavoe!
II
Наука начинается там, где её нет, и кончается там, где начинается.
Писатель идёт винтом сквозь эпоху.
Тот, кто не идёт винтом, остаётся вне истории. В этом – трагедия.
Аполлон Гугня шёл штопором через пласты косности и литературных традиций. Некоторые понятия неделимы.
Психопатология и творчество тесно переплетаются. В этом трагедия! Гений идёт “сквозь”, а не “через”. Нужно уметь видеть без очков. Очки – суррогат. В этом трагедия!
III
Аполлон Гугня родился 31 февраля 1913 г. в семье агента страхового общества “Саламандра”. Попытка некоторых “учёных”, оспаривавших в своё время возможность самого рождения писателя, может и должна быть объяснена лишь легкомыслием, с которым свойственно некоторым из “представителей науки” разрешать крупные научные проблемы. Наши неутомимые поиски в архивах etc. привели нас к определённому и ясному решению вопроса. А. Гугня – родился, – в этом нет сомнения. Надеемся, что наша проверенная авторитетность и заведомая честность навсегда заткнёт рот людям с сомнительной учёной репутацией и прекратит порочащие память писателя истерические вопли шавок из литературного задворья.
Уже самое появление на свет А. Гугни сопровождалось несколько необычным с точки зрения медицины явлением: мальчик родился с рукописью в руке. Это несколько необычное явление подверглось комментариям присутствовавших при рождении и даже вызвало небольшую размолвку между счастливой матерью и менее счастливым отцом, которого обвиняли в небрежности и нарушении правил э-л-е-м-е-н-т-а-р-н-о-й гигиены. Однако при сличении почерка, коим была написана рукопись, с почерком Гугни-отца это обвинение было снято, что дало повод последнему обвинить жену в сугубом легкомыслии. История с рукописью была лишь впоследствии разрешена самим писателем, недвусмысленно заявившим, что рукопись принадлежит его руке и является плодом внутриутробного досуга. Это заявление отнюдь не противоречит и не дисгармонирует с общим обликом писателя, ибо творческие силы пробудились в нём чрезвычайно рано. По воспоминаниям его близких, он, ещё будучи годовалым ребёнком, штудировал ранние стихи Пушкина и, сидя на известном стульчике, импровизировал звучные гекзаметры.
Семья А. Гугни отличалась в-ы-с-о-к-о-й культурностью: отец любил сочинять скабрезные анекдоты, а мать играла на корнет а’пистоне, что, конечно, не могло не отразиться на впечатлительном ребёнке. 2-х лет А. Гугня поступает в приготовительный класс гимназии, выдержав экзамен с георгиевским крестом. В гимназии он усердно занимается писанием акростихов на стенах уборной (последняя недавно переведена в Бухтырки-на-Амазонке и помещена в Музее Гугни). В 1916 году А. Гугня проникается необычайной любовью к ближним (вероятно, влияние А. Кутерьмы) и после слишком решительного приступа альтруизма, превратно истолкованного матерью его объекта, покидает гимназию под радостные вопли завистников. Начинается бурная и интересная жизнь. В 1917 г. он попадает на фронт и, геройски взяв в плен 444 немца (!!!!.. Sic. 444), бежит с фронта, раненный в левую ягодицу.
В 1919 г. ему удаётся поступить в Университет, который в 1920 г. он и кончает, получив аспирантуру при кафедре историко-литературной компиляции Я.А. Зазаренко, под благотворным влиянием коего и работает 2 ? недели.
Тяга к необычайному заставляет его получить заграничную командировку, в которую он и едет в этом же учебном году, напутствуемый пожеланиями и слезами. Он объезжает Европу: Лондон, Париж и, наконец, Берлин, где он встречает известного в своё время З. Фрейда, с которым очень сильно сходится характерами, и прорабатывает его учение.
Перед его духовными очами разлагается Европа и трещат джаз-банды. Гугня не выдерживает и едет обратно. В 1925 г., в жёстком вагоне, он приезжает в Бухтырки-на Амазонке. Начинается время упорной работы. Бессонные ночи, томление духа и неудовлетворённость большого художника, ищущего гармонии формы и содержания, подрывают и без того слабое здоровье писателя. Чувствуя приближение конца, он подписывает договор на издание полного собрания сочинений и с головой уходит в работу по подготовке к печати своей записной книжки. Но… смерть стоит у порога. 31 февраля 1929 г., поднимаясь по лестнице Гос-из-дата, он падает, сражённый метким апоплексическим ударом, и последняя жалоба сходит с его уст: “Гонорар! Гонорар!!!..” – еле слышно шепчет Гугня и порывает счёты с землёй. Небольшая группа друзей провожает его к месту последнего успокоения, и, полные глубокого значения, звучат у открытой могилы слова:
Ars longa – vita brevis est!
(Искусство долговечно, а жизнь коротка.)
31 июня 2029 года Доктор психологии худож<ественного>
Бухтырки-на-Амазонке творчества Б.О. Изверг
АПОЛЛОН ГУГНЯ, КАК ПРЕДСТОВИТЕЛЬ
СТРАХОВОГО АГЕНТСТВА
Социологический эквивалент творчества Аполлона Гугни может быть выражен в следующей формуле: это страховой агент, выросший на грани двух эпох: империализма и пролетарской диктатуры. Творения писателя служат, поэтому, ярким выражением этой сущности его.
Как известно, Аполлон Гугня родился в семье страхового агента. Страховые агенты в 10-х гг. прошлого столетия составляли обширный класс, представляя собою высшую, избранную группу общества. С революции 1917 г., когда был сброшен старый строй, сброшена была и паразитическая группа агентов. Но до революции страховые агенты господствовали и э-т-и-м объясняется то, что Ап. Гугня получил прекрасное образование и прочие блага, доставшиеся в те годы паразитическим классам.
Уже с молоком матери А. Гугня всосал в с-е-б-я паразитическую надменность и эстетство.
В 1912 году, ещё находясь в утробе матери, он пишет стихотворение “Попал я в темницу”, где проявляет свои поразительные наклонности – у него разочарование в жизни, свойственное высшим классам, оторванность от процесса производства, у него болит живот (вероятно, от пресыщения), он молится богу – задатки будущего богоискательства.
Ап. Гугня выступил как поэт, подражающий А. Ахматовой, Бальмонту и прочим поэтам, выражающим в своём творчестве интересы страхового агентства. Это период голого, ничем не прикрытого эстетства. Но в 1919 г., как известно, вывоз сахара из СССР свёлся к нулю, результатом чего и явился рассказ “Антиподы”. Рассказ этот проникнут глубоко религиозным духом; Гугня выступает в нём настоящим мракобесом, занимаясь решением вопроса, где находится “царство Божие”. С тёплой симпатией выводит он двух монахов, в которых даны настоящие служители культа (!).
Революция проходит мимо А. Гугни; по натуре он глубоко аполитичная фигура, но, разумеется, под аполитичностью скрывалось его паразитическое прошлое. Годы 1920-24 – годы НЭПа, годы роста страны. Растёт сельское хозяйство, пчеловодство, рыболовство и, н-а-к-о-н-е-ц, огородничество. Гугня захватывает тему, диктуемую жизнью (рост рыболовства!!!) – тему об “истерзанной сельди” (1925 г.).
Последующие годы – годы знакомства с философией Бориса Мимозы (1905-968) и увлечения осужденными теперь теориями последнего, как теориями идеалистическими. В полном согласии со взглядами последнего пишет он повесть “Диалектика”, где проводит взгляд на тождество противоположностей, борясь в этом отношении с Плехановым и другими классиками марксизма. Плеханов говорил: “марксизм признает единство, а не тождество противоположностей” (см. “Основные вопросы марксизма”, стр. 18), но Гугня утверждает иное.
Последний период творчества Гугни более интересен. Он переживает реакцию, он устал от идеалистических вывертов. (“Диалектика”), богоискательства (“Антиподы”) и пр. и пр. В стране – пятилетний план, что побуждает Гугню взяться за изучение корифеев пролетарской литературы – Калинкина, Малашникова и (!!) Анны Караевой. Он пишет роман “Два конца и два начала”, где чувствуется новая струя. Интересна и “Записная книжка”, где вопросы “идеального” уступают место вопросам реального – одно из наиболее четких по ясности взглядов произведение.
Также у А. Гугни была очень блестящая форма, в которую он облекал свои произведения. В этом вопросе мы согласны со статьей проф. Викентия Ослова.
Несмотря на то, что Аполлон Гугня являлся , как представитель класса страховых агентов, паразитом, мы ценим его и любим его, как художника, вставшего на стыке двух эпох.
Зеленопупск
15 янв. 2029 г. Академик В.В. Чичер
<Я. Лурье>
1925
Пью пиво с солью, пью пиво с солью,
А на закуску сельди кусок.
О, как мне больно пить пиво с солью:
Коньяк есть где-то, но путь далёк!
Я вижу звёзды. Одна мне светит
На этикетке других нежней,
Но если сердце ее отметит –
В кармане нету пяти рублей.
И на бутылку с серьезной болью
Смотрю уныло – она полна.
Пью пиво с солью, пью пиво с солью,
А на закуску лишь сельдь одна.
ПАРОДИИ
(“Парнас дыбом” 2) 1926
Из цикла “Мария и нашатырь”
<Я. Лурье>
1. НА ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА
(на мотив “Маруся отравилась”)
Малютка Мэри отравилась,
Была отрава слаще грёз.
Принцесса грёз моих явилась
В венке из томных чайных роз.
В больнице умерла малютка,
И даже смерть её была
Как бело-розовая шутка,
Аврора севрского стекла.
Звезда всемирного экранства,
Она погибла от любви
В обрывках пышного убранства,
В объятьях пылкого bravi.
Я помню ножки нежной Мэри
В узоре па из менуэта…
Другую, равную ей, пэри
Создаст ли нищая планета?
Хореем, ямбом и пеоном
Я расскажу про эту смерть,
Чтоб все кастраты баритоном
Могли в веках её воспеть!
II. НА АХМАТОВУ <Н. Конге>
Сказала: “Буду ждать в четыре”.
Ответил хмуро: “Не приду”.
Твоя улыбка будет шире,
Когда мы встретимся в аду
Ждала тебя в пролётах арок,
Ждала над сумрачной Невой,
И ты принес с собой подарок –
Флакон с синильной кислотой!
Люблю ещё я или нет?
Сама не знаю и томлюсь.
Скорей, о Господи, рассвет!
Тоскую, плачу и боюсь!
III. НА ГУМИЛЁВА <Я. Лурье>
Меж двух каналов венецианских
На островке стоит дворец,
Реликвий старых, патрицианских
Седой хранитель и отец.
Струится серый свет из окон
Бросает блики на портреты,
Осветит крест, там, дальше, локон,
Оружье, платье, амулеты…
Тут целый мир изобразил
Наивный мастер примитива,
И я невольно взор вперил
В его сияющее диво.
Здесь каждый штрих понятен, ясен,
Неуловимо прост и мил,
И так спокойно-безучастен,
Что мир в душе моей вселил.
Но есть картины здесь другие,
Что сильно возбуждают страсть:
На них – красавицы нагие,
Которым в рай уж не попасть.
Увидишь – дух замрёт в груди,
Как будто взнесся на качели…
Таких пред смертью, впереди,
Едва предвидел Боттичелли…
Почтенный фра Филиппо Липпи,
Благочестивый старый мастер,
Создав задумчивые лики
Мадонн, не знал ещё о страсти
О страсти той, что исказила
Черты красавицы Милана.
Рука художника скользила,
Творя в мистическом тумане.
Мария Ченчи из Милана,
Любя, покончила с тоскою,
Отраву выпив из стакана
С ажурной, тонкою резьбою
Её черты ещё прекрасны,
Хотя измучены борьбою..
Здесь не глядит уже бесстрастно
Искусство, гордое собою.
IV. НА МАНДЕЛЬШТАМА <В. Гальковский>
Мария, живой стань,
И тленья отринь сеть!
Мария, живой стань
И жизнью попри смерть
Убила тебя страсть,
Горевший в крови день…
Познала любви власть,
Далеких миров тень…
Эротовых стрел звон…
И сердца глухой крик…
И вечный в гробу сон –
Расплата за тот миг.
АНТИПОДЫ. 1929 <Я. Лурье>
Пародия на новеллы Боккаччо (по форме)
и на богоискательство в 20-х годах XX века
Однажды на дороге из Падуи в Турин встретились два монаха. Один из них, брат Джиакомо, не был сведущ в богословии и прочих науках, но зато обладал умом житейским, трезвым и практическим. Другого же монаха, брата Федериго, в противоположность брату Джиакомо, можно было бы назвать бесконечно простодушным и обладающим самой наивной душой, какая только возможна в нашем грешном мире.
Для того, чтобы меньше страдать от каменистого пути, знойного июньского солнца и множества других бедствий, посылаемых Провидением бедным путникам и особенно пешеходам, наши монахи решили дальше отправиться вместе, что и сделали, рассуждая, как и подобало их сану, о разных высоких материях. Но вскоре их спокойные рассуждения, согревшись от быстрого передвижения и зноя, перешли в горячий спор: брат Джиакомо утверждал, что царствие небесное находится в небесах, за пределами девятой сферы, а брат Федериго указывал на край земли, за Геркулесовыми столпами.
В это время спорящие монахи вошли в небольшую рощу, в которой под сенью олив приятно журчал ручей. На траве сидела молодая крестьянка, доедая обед: кусок хлеба с овечьим сыром. Эта идиллия умерила богословский мыл монахов, и брат Джиакомо сказал:
– Брат Федериго! Зачем нам спорить и выходить из себя? Иногда истину гласят уста нищих духом. Обратимся к этой женщине: может быть, она сумеет разрешить наши сомнения.
Брат Федериго охотно изъявил согласие. Монахи подошли к крестьянке и поздоровались с ней. Женщина, встав, отвесила монахам глубокий поклон и попросила благословения. Оба странника охотно его дали, потом брат Джиакомо спросил:
– Добрая женщина, не знаешь ли ты, где находится царствие божие?
Крестьянка внимательно осмотрела обоих монахов, – брат Джиакомо был, правда, не так дороден, как брат Федериго, но тоже обладал телосложением мужественным и крепким, – оглядев обоих, женщина стыдливо улыбнулась и произнесла:
– Царствие божие – внутри нас.
Услышав великую истину, брат Федериго уже погрузился в раздумие, но брат Джиакомо, как мы сказали, обладавший более живым умом, скорее понял женщину, тихо приник к ней и, если не весь он, то лучшая часть его вошла в царствие небесное, в то время как брат Федериго весь отдался благочестивому созерцанию. Потом он сменил брата Джиакомо и предоставил последнему смиренно благословлять всё сущее в его непрерывном извечном движении. Наконец, простившись с любезной крестьянкой, они ушли.
Полуденный зной уже спал, идти было весело и приятно, но брат Федериго вдруг впал в тоску, и весь его облик стал выражать ужасное страдание. Спутник его был удивлён и спросил, в чём причина такой неуместной грусти?
– Как же мне не отчаиваться, брат Джиакомо, – сказал брат Федериго, и крупная слеза скатилась с его подбородка на тучный живот. – Я вижу теперь, что душе моей нет спасения!
– Что ты, брат мой, в чём дело? – спросил испуганный собеседник.
– Как “в чём дело”? – вздохнул брат Федериго, и ещё одна слеза скатилась на его живот. – Ведь признано всеми отцами, что царствие божие и обитель нечестивого Сатаны – антиподы?
– Конечно, брат Федериго, эта истина не подвергается никем сомнению, – подтвердил брат Джиакомо, всё ещё не понимая, почему так опечален его товарищ. Но тот в это время всхлипнул и простонал:
– Вот видишь, брат, как я несчастен! Увы, сколько раз Пенето, молоденький наш послушник, ввергал меня в обитель кромешного мрака! А если он не виноват и эта женщина солгала, то где же истинное царствие божие и с какой стороны его следует искать?
1928 <Авторы – Гальковский и Я. Лурье.>
“МЫСЛИ В МИНУТУ ФИЛОСОФИЧЕСКОГО РАЗДУМЬЯ”
1. Полагаю: иногда в любви выгоднее остаться с носом, чем без оного.
2. Вагнер сказал: “Женщина – это музыка”. Он был прав, этот старый настройщик роялей, – подумал я, услышав на дворе звуки шарманки.
3. Если твой сын захочет стать филологом, – оторви ему голову.
4. Статистика отменно полезна! Ибо из неё я усмотрел, что писателей теперь больше, нежели некогда волостных писарей было.
5. Даже на солнце смотрят через грязное, закопченное стекло, – помни об этом!
6. Нельзя поймать кота за хвост, отрубленный в прошлом году.
7. Не пей кипячёной воды в столовых, ибо она сырая.
8. Человек человеку – бревно. Брёвна бывают круглые, так же, как и дураки.
9. Всякая книга на что-нибудь пригодится.
Из комментариев:
Соловей – вымершее животное. Отличалось повышенной половой деятельностью. Служило символом разврата.
(Из I-го тома А. Гугни)
Нина Конге – Михаилу Кралину, 2.IX.1976г.
После окончания войны, когда я убедилась, что Яков Сергеевич погиб, только тогда я поняла, какой умный и интересный друг ушёл навсегда из моей жизни… А я 10 лет заставляла его мучиться и метаться в поисках “заменителя” моей особы. Всё-таки я была порядочной дрянью по отношению к Якову Сергеевичу. Но он эту дрянь всё-таки любил…
Теперь ничего ни изменить, ни поправить нельзя – “в этом тр-р-рагедия”, как любил приговаривать Я.С. Вот ведь сколько лет прошло, а я всё ещё мысленно делюсь с ним впечатлениями от прочитанных книг и статей, и так иногда мне в душевном, вернее, интеллектуальном плане его не хватает…
И хочется привести на этих страницах ещё одно стихотворение Якова Лурье, в котором ощутимо дыхание грозной судьбы его поколения и которое, думается, могло бы полноправно войти в любую антологию поэтов, павших на Великой Отечественной…
УТРОМ НА ЛЫЖАХ В СНЕГУ
Синеватая тень сосны.
Под лыжами – тонкий хруст.
Это – днём. А ночами – спокойные сны.
Мир упоительно пуст.
Синеватая тень сосны.
Последние дни в лесу…
Уехать…. До поздней весны
Торчать на своём посту.
Под лыжами тонкий хруст.
Попробуй сбежать с поста…
С горки наехал на куст.
Падает снег с куста.
Ночами – спокойные сны.
Радостно день начать.
То ли ботинки тесны?
Или лыжи не так привязать?
Мир упоительно пуст.
Ветер ударит в лицо.
Воздух и сладок, и густ.
И, кажется, – жить легко.
И, кажется, жить легко…
Или лучше вот так, на ходу,
С разбегу удариться обо что
И зарыться лицом в снегу?
Широкое
20.I.39.
1913 –– 1929
ТВОРЕНИЯ
Редакция, комментарий
и вступит<ельные> статьи
д-ра Б.О. Изверга <Н.М. Конге>
проф. Вик. Ослова <Я.С. Лурье>
и акад. Чичера <Гальковский>
2029
БУХТЫРКИ-НА-АМАЗОНКЕ
1 Опубл.: Новое литературное обозрение. 1995. № 11. С.5-16 (публикация и послесловие М.Кралина).
Всякая книга на что-нибудь пригодится.
Ап. Гугня. “Мысли в минуты философического раздумья”.
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
Аполлон Гугня принадлежит к числу писателей, несправедливо забытых в наше время. Творчество его относится к началу прошлого столетия. В своё время он пользовался громкой известностью сред читающей публики. Ещё в начале 40-х гг. встречаются упоминания о том влиянии, которое А. Гугня оказал на последующее развитие литературы. В 1949 г. предпринято было издание полного собрания сочинений А. Гугни. К сожалению, непредвиденное обстоятельство (мы разумеем литературный потоп 1950 г) остановило это нужное дело в самом разгаре и даже уничтожило все материалы, собранные редактором (пользуемся случаем выразить признательность памяти усопшего первого редактора издания творений А. Гугни, профессора Краснолужайского ун-та В.А. Мандрыкина). В настоящее время труд этот приходится возобновлять снова. Редакцией предпринято обследование журналов и пр <очей> печати 10-20 гг. прошлого века, с целью отыскать погребенные там труды А. Гугни. Поиски продолжаются. Частные лица, имеющие сведения о рукописях и пр <очем> А. Гугни, благоволят направлять эти сведения в редакцию (Бухтырки-на-Амазонке, “Институт сомнительных текстов”).
31 февраля с.г. исполняется 100 лет со дня рождения поэта. Нижеподписавшиеся мыслят, что опубликование “Творений” будет лучшим выражением их глубокого уважения к смерти и памяти юбиляра.
Д-р психологии художественного творчества
Б. Изверг.
Проф. Викентий Ослов
(вице-президент Ин-та Различных Художеств).
Академик В.В. Чичер.
ТРИУМФЫ АПОЛЛОНА
(опыт биографии)
Sine ira et studio.
“Без гнева и пристрастия”. Тацит
I
Я начинаю писать эту статью в день своего рождения. В этом есть что-то знаменательное!
Мне 44 года, я пишу 444 статью, моей дочери 4 года. Вообще жизнь разбивается на циклы – по четвёркам. Четвёрка всегда несёт мне смену житейских коллизий. Lavoe! – говорю я. Lavoe! – говорю я грядущим четвёркам. Lavoe! Lavoe!
II
Наука начинается там, где её нет, и кончается там, где начинается.
Писатель идёт винтом сквозь эпоху.
Тот, кто не идёт винтом, остаётся вне истории. В этом – трагедия.
Аполлон Гугня шёл штопором через пласты косности и литературных традиций. Некоторые понятия неделимы.
Психопатология и творчество тесно переплетаются. В этом трагедия! Гений идёт “сквозь”, а не “через”. Нужно уметь видеть без очков. Очки – суррогат. В этом трагедия!
III
Аполлон Гугня родился 31 февраля 1913 г. в семье агента страхового общества “Саламандра”. Попытка некоторых “учёных”, оспаривавших в своё время возможность самого рождения писателя, может и должна быть объяснена лишь легкомыслием, с которым свойственно некоторым из “представителей науки” разрешать крупные научные проблемы. Наши неутомимые поиски в архивах etc. привели нас к определённому и ясному решению вопроса. А. Гугня – родился, – в этом нет сомнения. Надеемся, что наша проверенная авторитетность и заведомая честность навсегда заткнёт рот людям с сомнительной учёной репутацией и прекратит порочащие память писателя истерические вопли шавок из литературного задворья.
Уже самое появление на свет А. Гугни сопровождалось несколько необычным с точки зрения медицины явлением: мальчик родился с рукописью в руке. Это несколько необычное явление подверглось комментариям присутствовавших при рождении и даже вызвало небольшую размолвку между счастливой матерью и менее счастливым отцом, которого обвиняли в небрежности и нарушении правил э-л-е-м-е-н-т-а-р-н-о-й гигиены. Однако при сличении почерка, коим была написана рукопись, с почерком Гугни-отца это обвинение было снято, что дало повод последнему обвинить жену в сугубом легкомыслии. История с рукописью была лишь впоследствии разрешена самим писателем, недвусмысленно заявившим, что рукопись принадлежит его руке и является плодом внутриутробного досуга. Это заявление отнюдь не противоречит и не дисгармонирует с общим обликом писателя, ибо творческие силы пробудились в нём чрезвычайно рано. По воспоминаниям его близких, он, ещё будучи годовалым ребёнком, штудировал ранние стихи Пушкина и, сидя на известном стульчике, импровизировал звучные гекзаметры.
Семья А. Гугни отличалась в-ы-с-о-к-о-й культурностью: отец любил сочинять скабрезные анекдоты, а мать играла на корнет а’пистоне, что, конечно, не могло не отразиться на впечатлительном ребёнке. 2-х лет А. Гугня поступает в приготовительный класс гимназии, выдержав экзамен с георгиевским крестом. В гимназии он усердно занимается писанием акростихов на стенах уборной (последняя недавно переведена в Бухтырки-на-Амазонке и помещена в Музее Гугни). В 1916 году А. Гугня проникается необычайной любовью к ближним (вероятно, влияние А. Кутерьмы) и после слишком решительного приступа альтруизма, превратно истолкованного матерью его объекта, покидает гимназию под радостные вопли завистников. Начинается бурная и интересная жизнь. В 1917 г. он попадает на фронт и, геройски взяв в плен 444 немца (!!!!.. Sic. 444), бежит с фронта, раненный в левую ягодицу.
В 1919 г. ему удаётся поступить в Университет, который в 1920 г. он и кончает, получив аспирантуру при кафедре историко-литературной компиляции Я.А. Зазаренко, под благотворным влиянием коего и работает 2 ? недели.
Тяга к необычайному заставляет его получить заграничную командировку, в которую он и едет в этом же учебном году, напутствуемый пожеланиями и слезами. Он объезжает Европу: Лондон, Париж и, наконец, Берлин, где он встречает известного в своё время З. Фрейда, с которым очень сильно сходится характерами, и прорабатывает его учение.
Перед его духовными очами разлагается Европа и трещат джаз-банды. Гугня не выдерживает и едет обратно. В 1925 г., в жёстком вагоне, он приезжает в Бухтырки-на Амазонке. Начинается время упорной работы. Бессонные ночи, томление духа и неудовлетворённость большого художника, ищущего гармонии формы и содержания, подрывают и без того слабое здоровье писателя. Чувствуя приближение конца, он подписывает договор на издание полного собрания сочинений и с головой уходит в работу по подготовке к печати своей записной книжки. Но… смерть стоит у порога. 31 февраля 1929 г., поднимаясь по лестнице Гос-из-дата, он падает, сражённый метким апоплексическим ударом, и последняя жалоба сходит с его уст: “Гонорар! Гонорар!!!..” – еле слышно шепчет Гугня и порывает счёты с землёй. Небольшая группа друзей провожает его к месту последнего успокоения, и, полные глубокого значения, звучат у открытой могилы слова:
Ars longa – vita brevis est!
(Искусство долговечно, а жизнь коротка.)
31 июня 2029 года Доктор психологии худож<ественного>
Бухтырки-на-Амазонке творчества Б.О. Изверг
АПОЛЛОН ГУГНЯ, КАК ПРЕДСТОВИТЕЛЬ
СТРАХОВОГО АГЕНТСТВА
Социологический эквивалент творчества Аполлона Гугни может быть выражен в следующей формуле: это страховой агент, выросший на грани двух эпох: империализма и пролетарской диктатуры. Творения писателя служат, поэтому, ярким выражением этой сущности его.
Как известно, Аполлон Гугня родился в семье страхового агента. Страховые агенты в 10-х гг. прошлого столетия составляли обширный класс, представляя собою высшую, избранную группу общества. С революции 1917 г., когда был сброшен старый строй, сброшена была и паразитическая группа агентов. Но до революции страховые агенты господствовали и э-т-и-м объясняется то, что Ап. Гугня получил прекрасное образование и прочие блага, доставшиеся в те годы паразитическим классам.
Уже с молоком матери А. Гугня всосал в с-е-б-я паразитическую надменность и эстетство.
В 1912 году, ещё находясь в утробе матери, он пишет стихотворение “Попал я в темницу”, где проявляет свои поразительные наклонности – у него разочарование в жизни, свойственное высшим классам, оторванность от процесса производства, у него болит живот (вероятно, от пресыщения), он молится богу – задатки будущего богоискательства.
Ап. Гугня выступил как поэт, подражающий А. Ахматовой, Бальмонту и прочим поэтам, выражающим в своём творчестве интересы страхового агентства. Это период голого, ничем не прикрытого эстетства. Но в 1919 г., как известно, вывоз сахара из СССР свёлся к нулю, результатом чего и явился рассказ “Антиподы”. Рассказ этот проникнут глубоко религиозным духом; Гугня выступает в нём настоящим мракобесом, занимаясь решением вопроса, где находится “царство Божие”. С тёплой симпатией выводит он двух монахов, в которых даны настоящие служители культа (!).
Революция проходит мимо А. Гугни; по натуре он глубоко аполитичная фигура, но, разумеется, под аполитичностью скрывалось его паразитическое прошлое. Годы 1920-24 – годы НЭПа, годы роста страны. Растёт сельское хозяйство, пчеловодство, рыболовство и, н-а-к-о-н-е-ц, огородничество. Гугня захватывает тему, диктуемую жизнью (рост рыболовства!!!) – тему об “истерзанной сельди” (1925 г.).
Последующие годы – годы знакомства с философией Бориса Мимозы (1905-968) и увлечения осужденными теперь теориями последнего, как теориями идеалистическими. В полном согласии со взглядами последнего пишет он повесть “Диалектика”, где проводит взгляд на тождество противоположностей, борясь в этом отношении с Плехановым и другими классиками марксизма. Плеханов говорил: “марксизм признает единство, а не тождество противоположностей” (см. “Основные вопросы марксизма”, стр. 18), но Гугня утверждает иное.
Последний период творчества Гугни более интересен. Он переживает реакцию, он устал от идеалистических вывертов. (“Диалектика”), богоискательства (“Антиподы”) и пр. и пр. В стране – пятилетний план, что побуждает Гугню взяться за изучение корифеев пролетарской литературы – Калинкина, Малашникова и (!!) Анны Караевой. Он пишет роман “Два конца и два начала”, где чувствуется новая струя. Интересна и “Записная книжка”, где вопросы “идеального” уступают место вопросам реального – одно из наиболее четких по ясности взглядов произведение.
Также у А. Гугни была очень блестящая форма, в которую он облекал свои произведения. В этом вопросе мы согласны со статьей проф. Викентия Ослова.
Несмотря на то, что Аполлон Гугня являлся , как представитель класса страховых агентов, паразитом, мы ценим его и любим его, как художника, вставшего на стыке двух эпох.
Зеленопупск
15 янв. 2029 г. Академик В.В. Чичер
<Я. Лурье>
1925
Пью пиво с солью, пью пиво с солью,
А на закуску сельди кусок.
О, как мне больно пить пиво с солью:
Коньяк есть где-то, но путь далёк!
Я вижу звёзды. Одна мне светит
На этикетке других нежней,
Но если сердце ее отметит –
В кармане нету пяти рублей.
И на бутылку с серьезной болью
Смотрю уныло – она полна.
Пью пиво с солью, пью пиво с солью,
А на закуску лишь сельдь одна.
ПАРОДИИ
(“Парнас дыбом” 2) 1926
Из цикла “Мария и нашатырь”
<Я. Лурье>
1. НА ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА
(на мотив “Маруся отравилась”)
Малютка Мэри отравилась,
Была отрава слаще грёз.
Принцесса грёз моих явилась
В венке из томных чайных роз.
В больнице умерла малютка,
И даже смерть её была
Как бело-розовая шутка,
Аврора севрского стекла.
Звезда всемирного экранства,
Она погибла от любви
В обрывках пышного убранства,
В объятьях пылкого bravi.
Я помню ножки нежной Мэри
В узоре па из менуэта…
Другую, равную ей, пэри
Создаст ли нищая планета?
Хореем, ямбом и пеоном
Я расскажу про эту смерть,
Чтоб все кастраты баритоном
Могли в веках её воспеть!
II. НА АХМАТОВУ <Н. Конге>
Сказала: “Буду ждать в четыре”.
Ответил хмуро: “Не приду”.
Твоя улыбка будет шире,
Когда мы встретимся в аду
Ждала тебя в пролётах арок,
Ждала над сумрачной Невой,
И ты принес с собой подарок –
Флакон с синильной кислотой!
Люблю ещё я или нет?
Сама не знаю и томлюсь.
Скорей, о Господи, рассвет!
Тоскую, плачу и боюсь!
III. НА ГУМИЛЁВА <Я. Лурье>
Меж двух каналов венецианских
На островке стоит дворец,
Реликвий старых, патрицианских
Седой хранитель и отец.
Струится серый свет из окон
Бросает блики на портреты,
Осветит крест, там, дальше, локон,
Оружье, платье, амулеты…
Тут целый мир изобразил
Наивный мастер примитива,
И я невольно взор вперил
В его сияющее диво.
Здесь каждый штрих понятен, ясен,
Неуловимо прост и мил,
И так спокойно-безучастен,
Что мир в душе моей вселил.
Но есть картины здесь другие,
Что сильно возбуждают страсть:
На них – красавицы нагие,
Которым в рай уж не попасть.
Увидишь – дух замрёт в груди,
Как будто взнесся на качели…
Таких пред смертью, впереди,
Едва предвидел Боттичелли…
Почтенный фра Филиппо Липпи,
Благочестивый старый мастер,
Создав задумчивые лики
Мадонн, не знал ещё о страсти
О страсти той, что исказила
Черты красавицы Милана.
Рука художника скользила,
Творя в мистическом тумане.
Мария Ченчи из Милана,
Любя, покончила с тоскою,
Отраву выпив из стакана
С ажурной, тонкою резьбою
Её черты ещё прекрасны,
Хотя измучены борьбою..
Здесь не глядит уже бесстрастно
Искусство, гордое собою.
IV. НА МАНДЕЛЬШТАМА <В. Гальковский>
Мария, живой стань,
И тленья отринь сеть!
Мария, живой стань
И жизнью попри смерть
Убила тебя страсть,
Горевший в крови день…
Познала любви власть,
Далеких миров тень…
Эротовых стрел звон…
И сердца глухой крик…
И вечный в гробу сон –
Расплата за тот миг.
АНТИПОДЫ. 1929 <Я. Лурье>
Пародия на новеллы Боккаччо (по форме)
и на богоискательство в 20-х годах XX века
Однажды на дороге из Падуи в Турин встретились два монаха. Один из них, брат Джиакомо, не был сведущ в богословии и прочих науках, но зато обладал умом житейским, трезвым и практическим. Другого же монаха, брата Федериго, в противоположность брату Джиакомо, можно было бы назвать бесконечно простодушным и обладающим самой наивной душой, какая только возможна в нашем грешном мире.
Для того, чтобы меньше страдать от каменистого пути, знойного июньского солнца и множества других бедствий, посылаемых Провидением бедным путникам и особенно пешеходам, наши монахи решили дальше отправиться вместе, что и сделали, рассуждая, как и подобало их сану, о разных высоких материях. Но вскоре их спокойные рассуждения, согревшись от быстрого передвижения и зноя, перешли в горячий спор: брат Джиакомо утверждал, что царствие небесное находится в небесах, за пределами девятой сферы, а брат Федериго указывал на край земли, за Геркулесовыми столпами.
В это время спорящие монахи вошли в небольшую рощу, в которой под сенью олив приятно журчал ручей. На траве сидела молодая крестьянка, доедая обед: кусок хлеба с овечьим сыром. Эта идиллия умерила богословский мыл монахов, и брат Джиакомо сказал:
– Брат Федериго! Зачем нам спорить и выходить из себя? Иногда истину гласят уста нищих духом. Обратимся к этой женщине: может быть, она сумеет разрешить наши сомнения.
Брат Федериго охотно изъявил согласие. Монахи подошли к крестьянке и поздоровались с ней. Женщина, встав, отвесила монахам глубокий поклон и попросила благословения. Оба странника охотно его дали, потом брат Джиакомо спросил:
– Добрая женщина, не знаешь ли ты, где находится царствие божие?
Крестьянка внимательно осмотрела обоих монахов, – брат Джиакомо был, правда, не так дороден, как брат Федериго, но тоже обладал телосложением мужественным и крепким, – оглядев обоих, женщина стыдливо улыбнулась и произнесла:
– Царствие божие – внутри нас.
Услышав великую истину, брат Федериго уже погрузился в раздумие, но брат Джиакомо, как мы сказали, обладавший более живым умом, скорее понял женщину, тихо приник к ней и, если не весь он, то лучшая часть его вошла в царствие небесное, в то время как брат Федериго весь отдался благочестивому созерцанию. Потом он сменил брата Джиакомо и предоставил последнему смиренно благословлять всё сущее в его непрерывном извечном движении. Наконец, простившись с любезной крестьянкой, они ушли.
Полуденный зной уже спал, идти было весело и приятно, но брат Федериго вдруг впал в тоску, и весь его облик стал выражать ужасное страдание. Спутник его был удивлён и спросил, в чём причина такой неуместной грусти?
– Как же мне не отчаиваться, брат Джиакомо, – сказал брат Федериго, и крупная слеза скатилась с его подбородка на тучный живот. – Я вижу теперь, что душе моей нет спасения!
– Что ты, брат мой, в чём дело? – спросил испуганный собеседник.
– Как “в чём дело”? – вздохнул брат Федериго, и ещё одна слеза скатилась на его живот. – Ведь признано всеми отцами, что царствие божие и обитель нечестивого Сатаны – антиподы?
– Конечно, брат Федериго, эта истина не подвергается никем сомнению, – подтвердил брат Джиакомо, всё ещё не понимая, почему так опечален его товарищ. Но тот в это время всхлипнул и простонал:
– Вот видишь, брат, как я несчастен! Увы, сколько раз Пенето, молоденький наш послушник, ввергал меня в обитель кромешного мрака! А если он не виноват и эта женщина солгала, то где же истинное царствие божие и с какой стороны его следует искать?
1928 <Авторы – Гальковский и Я. Лурье.>
“МЫСЛИ В МИНУТУ ФИЛОСОФИЧЕСКОГО РАЗДУМЬЯ”
1. Полагаю: иногда в любви выгоднее остаться с носом, чем без оного.
2. Вагнер сказал: “Женщина – это музыка”. Он был прав, этот старый настройщик роялей, – подумал я, услышав на дворе звуки шарманки.
3. Если твой сын захочет стать филологом, – оторви ему голову.
4. Статистика отменно полезна! Ибо из неё я усмотрел, что писателей теперь больше, нежели некогда волостных писарей было.
5. Даже на солнце смотрят через грязное, закопченное стекло, – помни об этом!
6. Нельзя поймать кота за хвост, отрубленный в прошлом году.
7. Не пей кипячёной воды в столовых, ибо она сырая.
8. Человек человеку – бревно. Брёвна бывают круглые, так же, как и дураки.
9. Всякая книга на что-нибудь пригодится.
Из комментариев:
Соловей – вымершее животное. Отличалось повышенной половой деятельностью. Служило символом разврата.
(Из I-го тома А. Гугни)
Нина Конге – Михаилу Кралину, 2.IX.1976г.
После окончания войны, когда я убедилась, что Яков Сергеевич погиб, только тогда я поняла, какой умный и интересный друг ушёл навсегда из моей жизни… А я 10 лет заставляла его мучиться и метаться в поисках “заменителя” моей особы. Всё-таки я была порядочной дрянью по отношению к Якову Сергеевичу. Но он эту дрянь всё-таки любил…
Теперь ничего ни изменить, ни поправить нельзя – “в этом тр-р-рагедия”, как любил приговаривать Я.С. Вот ведь сколько лет прошло, а я всё ещё мысленно делюсь с ним впечатлениями от прочитанных книг и статей, и так иногда мне в душевном, вернее, интеллектуальном плане его не хватает…
И хочется привести на этих страницах ещё одно стихотворение Якова Лурье, в котором ощутимо дыхание грозной судьбы его поколения и которое, думается, могло бы полноправно войти в любую антологию поэтов, павших на Великой Отечественной…
УТРОМ НА ЛЫЖАХ В СНЕГУ
Синеватая тень сосны.
Под лыжами – тонкий хруст.
Это – днём. А ночами – спокойные сны.
Мир упоительно пуст.
Синеватая тень сосны.
Последние дни в лесу…
Уехать…. До поздней весны
Торчать на своём посту.
Под лыжами тонкий хруст.
Попробуй сбежать с поста…
С горки наехал на куст.
Падает снег с куста.
Ночами – спокойные сны.
Радостно день начать.
То ли ботинки тесны?
Или лыжи не так привязать?
Мир упоительно пуст.
Ветер ударит в лицо.
Воздух и сладок, и густ.
И, кажется, – жить легко.
И, кажется, жить легко…
Или лучше вот так, на ходу,
С разбегу удариться обо что
И зарыться лицом в снегу?
Широкое
20.I.39.
Ирина Грэм все правильно писала о а.горенко, а ты миша не нашел ничего лучшего как присоединицо к ее клевретам. Дурак ты миша, покойный дурак.
ОтветитьУдалитьHow to Use the best titanium expensive car in an average
ОтветитьУдалить› everquest titanium car › car Find out how to titanium ranger use the best titanium expensive car in an titanium alloy average car The price depends on the car columbia titanium you are using, depending on your dental implants current driving circumstances.
m095g1dhjhb275 female sex toys,pink dildoe,anal sex toys,vibrators,realistic dildo,anal vibrators,double ended dildo,small dildo l220u3ipkeu791
ОтветитьУдалить